Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

Навигация

Новости
партнёров

Архив новостей

Ноябрь 2018 (9)
Октябрь 2018 (31)
Сентябрь 2018 (35)
Август 2018 (29)
Июль 2018 (27)
Июнь 2018 (34)


» Сарапульский театр в годы войны
17-09-2009, 17:06 | История города | автор: admin
1941 год Сарапульский драм-театр встретил творческим подъемом.
В репертуаре значилось 18 постановок, которые пользовались успехом у зрителя. Это были классические и современные комедии («Касатка», «Сады цветут», «Хозяйка гостиницы», «Свадьба Кречинского», «Дама-невидимка»), а также драмы и трагедии («Анджело - тиран падуанский», «Овод», «Отелло» и др.) В феврале - марте прошли премьеры пьес «Падь Серебряная» Н. Погодина и «Тайна Невельской башни» А. Дюма.
В труппе театра работают опытные, талантливые актеры, среди которых заслуженные артисты УАССР М. Павлова и
Д. Даворский, артисты А. Малышев, Б. Гальнбек, В. Малышева, Т. Зылева... Возглавляет творческий процесс художественный руководитель театра А. Скибневский - опытный администратор, режиссер, драматург. Летом 1941 года в театре была поставлена его пьеса «Нельзя забыть» («Комиссар Бойцов») о гражданской войне на территории Удмуртии.
Сарапульский театр в годы войны

На летний же сезон был за-планирован новый спектакль «Петр Первый и Алексей», «Гроза» Островского, «Ночь ошибок» Голдсмита, «Два брата» Лермонтова. Война заставила срочно пересмотреть творческие планы -по уплотненному графику началась работа над пьесами патриотической направленности, рису-ющими героическое прошлое нашей страны. Уже 17 июля состоялась премьера спектакля «Парень из нашего города» по пьесе К. Симонова, а 31 июля летний театральный сезон закрылся пьесой Финна и Гусса «Ключи Берлина» о войне Рос¬сии с Пруссией и взятии Берли-на русскими войсками в 1769 году. Эта историческая параллель вселяла в сердца людей оптимизм и веру в победу.
«В условиях военного времени... коллектив театра должен
приложить все усилия, чтобы его спектакли были на уровне высокой идейности, явились художественной агитацией и пропагандой идей патриотизма, без-заветной преданности своей Ро-дине и непримиримой ненависти к ее врагам - фашистским варварам, стремящимся залить кровью весь мир», - писал артист А. Малышев в газете «Красное Прикамье» накануне гастролей театра в Ижевске.
Они состоялись в августе-сентябре и имели большой успех не только у зрителей, но и у профессиональных театралов.
К новому театральному сезону творческий коллектив пополнился актерами из Ижевского театра. В труппу влились заслуженная артистка УАССР Е. Шувалова, артисты И. Шатов, В. Карпа, К. Котова, Л Самсонова, Н Каюков, К. Моисеенко, А. Шилов, А. Пастунов, которые вместе с ведущи-ми актерами театра в течение всех военных лет создавали незабываемые образы русских патриотов, советских героев фронта и тыла.
В августе 1941 года решением Управления по делам искусств Совнаркома УАССР создается 2-й Республиканский театр драмы в г. Сарапуле, и с полным основанием можно считать этот период его деятельности одним из этапов истории Сарапульского театра. (Вообще здесь
есть разночтения, так как после пожара в Ижевском театре весной 1941 года его труппа распалась на три коллектива - одна, совсем небольшая, осталась в Ижевске, во главе с художественным руководителем Чичельницким, другая составила костяк Государственного театра драмы в Сарапуле, третья, представлявшая национальную часть труппы, обосновалась в Алнашах.)
Сарапульский театр в годы войны


За зимний сезон 1941-42 гг. были поставлены пьесы «Фельдмаршал Кутузов», «Фронт» Соловьева, «Батальон идет на запад» Мдивани, «Партизаны в степях Украины», «Платон Кречет» Корнейчука, возобновлены «Отелло», «Любовь Яровая», «Егор Булычев». Готовились к постановке спектаклей «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Плоды просвещения» Л. Толстого, «Вишневый сад» Чехова, «Виктуар» Александрова, которые вошли в репертуар летнего сезона и се¬зона 1942-43 гг. Об этом говорится в статье А. Скибневского, опубликованной в апреле 1942 года. Посещаемость театра, как отмечает художественный руководитель, «не оставляет желать ничего лучшего».
«Коллектив театра держит постоянную связь с фронтом, -читаем мы в той же статье Скибневского. - Ежемесячно ставятся оборонные и шефские спектакли, проведен сбор средств и дан спектакль на постройку самолетов «Советский артист». Во всех мероприятиях, посвященных помощи фронту, театр принимает активное участие».
Большой популярностью у жителей города и района пользовалась концертная про-грамма «Походный театр» под руководством заслуженного артиста УАССР Д. Даворского, с которой артисты выступали в трудовых коллективах. Авторами многих комических злободневных рассказов и скетчей были актеры Б. Гальнбек и А. Пастунов.
Высокое профессиональное мастерство актеров и режиссеров Государственного республиканского театра драмы, большой вклад коллектива в дело патриотического воспитания отмечены Правительством УАССР. В 1942 году «за выдающиеся успехи в области театрального искусства Удмуртии» художественный руководитель театра А. Б. Скибневский удостоен звания «Заслуженный деятель искусств УАССР». Звания «Заслуженный артист УАССР» присвоены артистам А. Ф. Горюновой, Д. Я. Патрину, Б. А. Гальнбеку. Директор театра П. А. Белов, артисты С. А. Гляттер, А. М. Малышев, В. С. Малышева, А. М. Пастунов, главный художник М. В. Назаренко награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР.
Сезон 1942-43 гг. театр открывает знаковым спектаклем «Русские люди» в постановке А. Скибневского.
«Пьеса К. Симонова «Русские люди» - драматическая поэма о героях, показанных без прикрас и героических жестов, - писал в рецензии на спектакль И. Кунин в «Красном Прикамье». Критик особенно выделил в этом спек-такле артистов А. Щеголева, со-здавшего яркий образ команди-ра автобата Сафонова, и Д. Пат-рина в роли военфельдшера Глебы, артистов Н. Каюкова и A. Пастунова, работы заслуженной артистки УАССР А. Горюновой и Е. Шуваловой, артисток
B. Малышевой и Л. Самсоновой,игру артистов А. Ротбельского и
Б. Гальнбека, представших в ролях предателя Харитонова и немецкого офицера-садиста Розенберга. «Русские люди» в Республиканском драматическом
театре... учат самоотверженной любви к Родине и горячей вере в
победу», - заключает Кунин свою рецензию.
Следующая премьера сезона - спектакль по пьесе К. Финна «Петр Крымов», в центре которого - работа эвакуированного из оккупированных территорий оборонного завода. Тот же фронт, только в тылу, и герои трудового подъема - родные братья ге-роям-фронтовикам. Тема очень близкая сарапульцам, так как в это время в городе разворачивают свою работу сразу три завода, эвакуированные из Москвы, Харькова и Баку. И вновь критик отмечает игру Д. Патрина, Н Каюкова, В. Малышева, А. Рот-бельского, а также К. Котовой и заслуженной артистки УАССР М. Павловой.
Тему войны, патриотизма и героизма народа, во все времена встававшего на защиту своего Отечества, продолжают спектакли «Надежда Дурова», «Олеко Дундич», «Жди меня» К. Симонова, «Партизаны» Каплера, поставленные на сарапульской сцене в этом и последующих сезонах. Но не забыта и классика русской и зарубежной драматургии. Драмы «Гроза», «Вишневый сад», «Мачеха», комедии и водевили «12-я ночь», «Дама-невидимка», «Лев Гурыч Синичкин», «Лекарь поневоле» и многие другие постановки театра по-прежнему вызывают большой интерес зрителей и не сходят с театральных афиш.
Как и вся страна, театр живет в напряженном трудовом ритме. Ежегодно давалось 220 - 240 спектаклей. Четыре дня в неделю (с четверга по воскресенье) они идут на
сцене театра, и хотя начинаются в половине девятого вечера, а заканчиваются почти в полночь,зрительный зал всегда полон. В остальные дни недели даются
выездные спектакли для тружеников промпредприятий и колхозов, шефские концерты и спектакли в госпиталях города. По понедельникам - выходной для театра день - организуются молодежные вечера, доход от которых
идет в фонд обороны. Они пользуются большой популярностью, так как помимо хорошей культурной программы там обязательно были танцы под оркестр театра.
В течение всей войны театр вносил свой вклад в достижение победы, вдохновляя сарапульцев на самоотверженный труд, даруя своим зрителям отдых, минуты радости и веселья, что было так необходимо в эти трудные, поистине трагические годы. В октябре 1946 года решением Сарапульского горисполкома и решением Совета Министров УАССР театр реорганизован и стационирован как Сарапульский драматический театр.
А. Владимирова

Комментарии (0) | Распечатать |

 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


 

» Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:*

 


Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


GISMETEO: Погода по г.Сарапул



Опрос
Я являюсь сторонником

Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА"
Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ"
Политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы"
Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России
Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Нет такой партии



Показать все опросы

Облако тегов

Популярные
статьи
">

Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2005-2010 ОАО ИТК Трастинвест All Rights Reserved. Design by DLETemplates.com © 2008